Добровольная сертификация Росздравнадзора «Качество и безопасность медицинской деятельности» – это новый эффективный инструмент комплексной самооценки деятельности медицинской организации, который даёт возможность выявить проблемы, разработать детальный план с описанием корректирующих мероприятий, обозначить сроки их устранения.
Система добровольной сертификации медицинских организаций «Качество и безопасность медицинской деятельности» была разработана Росздравнадзором с учетом международных стандартов, в частности, JCI (Joint Commission International) и зарегистрирована Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 6 декабря 2016 г.
Процедура сертификации предусматривала проведение оценки деятельности отделений круглосуточного стационара по следующим направлениям:
- Лекарственная безопасность. Фармаконадзор;
- Контроль качества и безопасности обращения медицинских изделий;
- Хирургическая безопасность. Профилактика рисков, связанных с оперативными вмешательствами;
- Безопасность среды в медицинской организации. Организация ухода за пациентами, профилактика пролежней и падений;
- Эпидемиологическая безопасность. Профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи;
- Преемственность медицинской помощи. Передача клинической ответственности за пациента. Организация перевода пациентов в рамках одной медицинской организации и трансфер в другие медицинские организации;
- Организация экстренной и неотложной помощи в стационаре. Организация работы приемного отделения;
- Идентификация личности пациентов;
- Профилактика рисков, связанных с переливанием донорской крови и ее компонентов, препаратов из донорской крови;
- Система управления персоналом. Медицинские кадры. Компетентность и компетенции;
- Организация оказания медицинской помощи на основании данных доказательной медицины. Соответствие клиническим рекомендациям (протоколам лечения).
Программа реализации проекта была сформирована из ряда этапов, разработанных ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора:
I этап – Вводный – были сформированы рабочие группы по направлениям, разработаны проекты рабочей документации и проведена самооценка посредством внутреннего аудита подразделений.
II этап – проведен анализ внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности по направлениям деятельности подразделений.
III этап – разработан и реализован план внедрения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с Предложениями (практическими рекомендациями) Росздравнадзора по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности с учетом и на основе результатов, полученных в ходе анализа на II этапе проекта.
IV этап – проведен заключительный анализ внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности ведущими специалистами ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора в подразделениях.